Коммерческий банк в своей деятельности опирается на следующие принципы:
а) прибыльность хозяйствования. Банк — это прежде всего коммерческое предприятие, в основе которого лежит получение прибыли (разница между процентами по кредитам и процентами по вкладам);
б) спекулятивный принцип — банк старается дешевле купить ресурсы и дороже их продать, поэтому проценты по вкладам всегда ниже, чем по кредитам, курс покупки валюты ниже курса продажи, курс покупки ценной бумаги ниже курса ее продажи;
в) максимальная работа всех ресурсов — помимо проведения основных операций коммерческого банка (привлечение денежных средств и кредитование), банк старается увеличить прибыль за счет проведения дополнительных операций, мобилизуя все усилия для получения максимальной прибыли. В этом случае банк может заключать договоры с предприятиями на выполнение каких-либо работ, например, ведение бухгалтерского учета предприятия (факторинговые операции), сдача в аренду инкассаторской машины для проведения в магазинах инкассации, что приведет к получению дополнительной прибыли в виде комиссионного вознаграждения;
Продолжение ниже рекламного блока:
г) банк — рисковое предприятие — рискует как собственным, так и привлеченным капиталом, поэтому он стремится увеличить свой собственный капитал, чтобы можно было расширить свою деятельность, проводить больше рисковых операций, приносящих банку большую прибыль;
д) «все для клиента» — банк знает, что чем больше у него будет клиентов, тем больше денежных средств он сможет привлечь и разместить и получить соответственно большую прибыль, поэтому проводит большую работу по привлечению клиентов. Например, для постоянных клиентов банк может предоставлять определенные льготы: специальные ставки, льготные условия кредитования, льготные вклады, удобства в оплате и т. д.;
е) принцип взаимной заинтересованности с партнерами — банки между собой не только конкурируют, но и стараются иметь хорошие отношения, что позволяет сократить издержки, повысить финансовую устойчивость. Этому служит развитая система корреспондентских счетов, система межбанковского кредитования, формирования фондов кредитоспособности клиентов (как регулярно клиент выплачивает кредиты, насколько дисциплинирован), внедрение кредитных историй клиентов,
ж) «домашний» банк — привлечение в качестве клиентов всех членов семьи, которые впоследствии не только не покинут этот банк, но и увеличат клиентскую базу за счет своих детей, внуков, родственников, друзей и т д. Привлечение клиентов происходит либо по месту работы, либо по месту жительства.